Saranzhev_AP (saranzhev_ap) wrote,
Saranzhev_AP
saranzhev_ap

Молодые кинематографисты-народу

29 апреля 1999 г.
3 января 1963 г. отъезд

Рената Григорьевна
Артур Макаров - студнент литю института (?)
Юра Григорьев "Венский лес"
Наум Кайман - киновед
Александр Саранцев

Василий Шукшин

  Два месяца (март - апрель?) по городам и весям Сибири: Барнаул, Красноярск, Кемерево, Абакан, Черногорск, Новосибирск, Братск, Иркутск...
  Василий перед отъездом сказал:
- Если в Сростки не заглянем - я не поеду никуда.
В Сростки заехали.
А начались эти "гастроли" с Барнаула.
  Я в этой компании был самый старший и по возрасту и "по званию", статусу киномоторческому (?) - кинорежиссер ЦСДФ (Центральная студия документальных фильмов), активно работающий. Все остальные - так сказать вольные художники, выпускники ВГИКа и кто-то (Артур и Наум) еще и студенты только?
  Не помню.
  Просто выехать из Москвы вместе с ними я не смог - не состыковывалась дата отъезда с моим рабочим расписанием на студии, что-то надо было закончить, какую-то работу. Я догнал их в Барнауле, когда они уже закончили здесь свои выступления и должны были по плану лететь дальше, в Кемерево, по-моему.
  Да, в Кемерево.
  Вот тут-то, по-моему, и случился этот Васин "бунт на корабле". Никуда не поеду, если не побываем в Сростках...
  В Барнауле я с аэродрома направился в гостиницу "Алтай" (?) и нашим. Эти "молодые киноматографисты"! Спросил у администратора, где живут, мне назвали номер Ренаты и Юры Григорьевых и позвонили им. Я стал подниматься по лестнице.
  Они уже бежали мне навстречу.
  - Саша! Как хорошо, что ты приехал.
  - Здравствуйте! А что случилось, что вы все такие.
  - Ужас! Вася там... Уже третий день никого к себе в комнату не пускает и сам не выходит. Надо дальше ехать, а мы ничего поделать не можем. Ступай к нему, может тебя послушает.

  Шукшин жил в номере "люкс". Дверь была закрыта изнутри на ключ. Я постучал, молодые киноматографисты толкались за углом в конце коридора. За дверью раздалось мрачное Васино:
  - Кто?
  - Вась это я!
  - О, Саня! - посветлел за дверью и ключ в скважине повернулся. Я вошел в номер "люкс". Вася встретил меня неочень пьяным (с похмелья, правда), аккуратно одетый, выбритый, и не очень встревоженный, спокойный.
- Проходи, сказал он. Я нырнул в номер и увидел в кресле у журнального столика молодую (лет 20 не больше) девушку, очень миловидную, симпатичную и явно местную - они как-то сразу отгадываются наши сибирские красавицы, а чем - непонятно.
Но для меня ситуация немного прояснилась.
  Поговорили о том, о сем. Василий велел принести в номер обед из ресторана, пообедал и еще раз обсудили ситуацию.
  На другой день группа выехала в Сростки "к народу".

  Несколько слов о том, как возникла эта поездка, в марте (?) 1963го.
  Она связана напрямую с тем, что за месяц до этой командировки у Щукшина закончился, наконец, период его кошмарной продолжительной безработицы (режиссерской).
  Вот как это произошло.
  Супруги Ренита и Юра Григорьевы были режиссерами на моей дипломной работе "Дорога на фестиваль". Она появилась во ВГИКе в 1956 году в мастерской Сергея Герасимова сразу на втором курсе. Без вступительных экзаменов, безо всяких формальностей - просто "перевелись" со второго курса юридического (?) факультета МГУ на второй курс режиссерского факультета ВГИКа.
  Устроил этот перевод Член ЦК КПСС, профессор ВГИКа, худрук Студии имени Горького и прочее и прочее С.А. Герасимов. Человек в те времена, пожалуй, самый могущественный в Советском кино (в системе).
  Он, как оказалось, кроме всего "прочего", курировал знаменитый студенческий театр МГУ, в котором Юра и Ренита, ребята несомненно одаренные, играли главные роли. Увидев их в спектакле по пьесе Горького "Жизнь Клима Сомгина" (? "На дне") он предложил им поменять жизненное призвание. Не знаю подробностей (никогда не говорил об этом ни с Юрой, ни с Ренитой - не хочу соврать), но думаю, что инициатором этого перевода был Сергей Аполлинариевич по причине очень веской - маму Рениты Григлрьевны звали - Нина Васильевна Попова.

  Сергей Аполлинарьевич Герасимов несомненно один из самых крупных советских кинорежиссеров. Фильмы его (особенного ранняя "Семеро смелых", "Комсомольск", "Заключенные", "Учитель") я помню с детства, смотрел их по несколько раз. Но это был еще и кинодеятель и деятель общественно- политический. И как таковой - со всеми признаками советского общественного деятеля, прежде всего демогог.
  Демогогия, способность к мелкой и крупной производственной и профессиональной интриге, умение безопастно организовывать и мимикрировать в сложной, ... (?), но не простой политической обстановке.
  В личной бытовой политике С.А. (как я убедился, наблюдая его в течении нескольких десятилетий) - у него была одна очень последовательная осуществляемая программа и цель.
  Создание обширной, преданной лично ему креатуры в политической и кинематографической среде. Внешне эта искренне личная цель очень искренне и успешно сочеталась с благородными и общественно полезными действиями.
  Например.
  С.А. как ни один из других мастеров ВГИКа последовательно и неприклонно заботился о трудоустройстве и профессиональном благополучии своих учеников и режиссеров и актеров. Актеров он целыми курсами приглашал на свои текущие постановки. Вспомнить "Молодую грардию", "Тихий дон". Из его учеников за профессиональной судьбой он подолгу и внимательно следил, выстраивая целый ряд известных имен:
Сергей Бондарчук
Инна Макарова
Зинаида Кириенко
Станислав Ростоцкий
Ренита и Юра Григорьевы


  Эти люди были твердой и преданной опорой С.А. и в жизне советского кинематографа и почти в любой общественно-творческой акции или в в политическом действии тех времен.
  К тому же время от времени среди его учеников появлялась то дочь известного крупного дипломата Белохвостикова, то дочь крупного военного начальника Болтова (?). То как вот в нашем случае - супруги Григорьевы. Причем у него был безусловно абсолютный слух на талантливого человека. Все три приведенных случая подтверждают это. Как и случай с В. Шукшиным, ради которого я веду  эту речь.
Tags: апрель 1999
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments